Воскресенье, 22.06.2025, 04:50

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Англоязычная литература

«Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат

Задумывались ли вы когда-нибудь, как сходят с ума? Где та тонкая грань между трезвым умом и сумасшествием, нормой и патологией, рациональным и иррациональным? И что испытывает человек, заболевший душой? В своем единственном романе «Под стеклянным колпаком» известная американская поэтесса Сильвия Плат пытается ответить на эти вопросы, с ужасающей достоверностью и реалистичностью описывая путь своей героини из рациональности  в сумасшествие и обратно в реальный мир.

Автобиографичность

В 50х годах ХХ века Сильвия Плат успешно начинала свою литературную карьеру. Ее эссе и короткие рассказы печатались во многих американских газетах и журналах (Christian Science Monitor, Seventeen, Daily Hampshire Gazette и др.). В это время она учится в Смит-колледже, престижном учебном заведении для девушек, и надеется пройти летний литературный курс в Гарварде.

Переломным пунктом в жизни Сильвии становится получение  в 1953 году первого приза  за рассказ «Воскресенье у Минтонов» (Sunday at the Mintons) в конкурсе журнала Mademoiselle. Группе победительниц конкурса предоставлялась возможность пройти стажировку в одном из нью-йоркских издательств. Хотя для Сильвии это была замечательная возможность начать карьеру и приобрести опыт в издательском деле, месяц в Нью-Йорке принес девушке не только новые впечатления, но и переутомление, ставшее результатом нервного срыва. Кроме того, в это же время начинающей писательнице отказывают в Гарварде, а обучения в Смит-колледже приходится прервать из-за слишком высокой платы.

Нервный срыв под воздействием таких потрясений и начавшегося у Плат творческого кризиса переходит в затяжную депрессию, которая заканчивается для писательницы попыткой самоубийства и последующим лечением в клинике Маклин в Бельмонте.

Хотя после этих событий, девушке удается восстановить свое здоровье и воплотить в жизнь сорванные планы, болезнь все же накладывает отпечаток, как на психическое состояние писательницы, так и на ее творчество. Во всех ее поэтических произведениях отчетливо звучат мотивы смерти, самоубийства и одиночества. Более десяти лет спустя в свет выходит ее роман «Под стеклянным колпаком», основой для которого и послужили события лета 1953 года.

Вниз и снова наверх

Главная героиня романа – Эстер Гринвуд, начинающая писательница, как и сама Сильвия Плат, она талантлива, амбициозна и строит планы на будущее, которым, однако, не скоро предстоит воплотиться в жизнь. И, как и у Сильвии, история Эстер начинается с работы в нью-йоркском издательстве.

Уже в самом начале книги Эстер, несмотря на то, что она искренне рада предоставленному ей шансу побывать в Нью-Йорке, смутно ощущает, что в ее жизни все начинает идти не так. Эстер не может найти объяснения этому чувству, а потому предпочитает отмахиваться от него. Постепенно, шаг за шагом, автор приводит Эстер к нервному срыву, а читателя – к осознанию того, что героиня больна. Сумасшествие героини не воспринимается автором как данность, оно – результат многих событий и мыслей Эстер, каждое из которых повлияло на ее психическое состояние, переход из одного состояния в другое настолько плавен, что трудно заметить, в какой именно момент девушка перешагивает ту самую черту и оказывается за гранью.

Следующий этап – то, как развивается болезнь Эстер, как ее накрывает тот самый стеклянный колпак, отгораживая ее от нормального реального мира.  Здесь интересно то, что повествование ведется от первого лица, а потому мы можем видеть героиню не так, как на нее смотрят родные и друзья, не со стороны, а так, как сама девушка воспринимает себя. Эта особенность позволяет читателю буквально прочувствовать на себе сумасшествие героини, посмотреть на рациональный мир ее глазами. Ее безумие становится физически ощутимым и почти рациональным.

Далее автор дает читателю возможность побывать в клинике для душевнобольных. И (вновь сквозь глаза Эстер) читатель наблюдает за этим маленьким замкнутым миром – докторами, посетителями и другими больными.

Автор удачно использует стиль повествования. Четкий и лаконичный вначале с прогрессированием болезни героини он становится все более бессвязным, даже приближается к потоку сознания, а затем, когда девушка начинает чувствовать себя лучше, стиль постепенно обретает утраченную лаконичность. Все это прекрасно передает внутреннее состояние героини и его изменения, весь ее путь вниз в пропасть безумия и обратно наверх к реальности.

Хотя повествование сконцентрировано на Эстер,  в романе присутствует и множество других героев и их истории, рассказанные с точки зрения сумасшедшей, также придают роману изюминку.

«Под стеклянным колпаком» – роман странный и почти такой же безумный, как и его героиня,  но в то же время неимоверно захватывающий. Старая как мир тема раскрывается в нем с совершенно неожиданной стороны, его эмоциональность заставляет сочувствовать героине и чувствовать ее, а прекрасный «поэтический» язык Сильвии Плат делает такой мрачный на первый взгляд роман таким легким для прочтения.

Категория: Англоязычная литература | Добавил: Илона (12.08.2014)
Просмотров: 913 | Теги: ХХ век, плат, США, постмодернизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0