Задумывались ли вы когда-нибудь, как сходят с ума? Где та тонкая грань между трезвым умом и сумасшествием, нормой и патологией, рациональным и иррациональным? И что испытывает человек, заболевший душой? В своем единственном романе «Под стеклянным колпаком» известная американская поэтесса Сильвия Плат пытается ответить на эти вопросы, с ужасающей достоверностью и реалистичностью описывая путь своей героини из рациональности в сумасшествие и обратно в реальный мир.
Автобиографичность
В 50х годах ХХ века Сильвия Плат успешно начинала свою литературную карьеру. Ее эссе и короткие рассказы печатались во многих американских газетах и журналах (Christian Science Monitor, Seventeen, Daily Hampshire Gazette и др.). В это время она учится в Смит-колледже, престижном учебном заведении для девушек, и надеется пройти летний литературный курс в Гарварде.
Переломным пунктом в жизни Сильвии становится получение в 1953 году первого приза за рассказ «Воскресенье у Минтонов» (Sunday at the Mintons) в конкурсе журнала Mademoiselle. Группе победительниц конкурса предоставлялась возможность пройти стажировку в одном из нью-йоркских издательств. Хотя для Сильвии это была замечательная возможность начать карьеру и приобрести опыт в издательском деле, месяц в Нью-Йорке принес девушке не только новые впечатления, но и переутомление, ставшее результатом нервного срыва. Кроме того, в это же время начинающей писательнице отказывают в Гарварде, а обучения в Смит-колледже приходится прервать из-за слишком высокой платы.
Нервный срыв под воздействием таких потрясений и начавшегося у Плат творческого кризиса переходит в затяжную депрессию, которая заканчивается для писательницы попыткой самоубийства и последующим лечением в клинике Маклин в Бельмонте.
Хотя после этих событий, девушке удается восстановить свое здоровье и воплотить в жизнь сорванные планы, болезнь все же накладывает отпечаток, как на психическое состояние писательницы, так и на ее творчество. Во всех ее поэтических произведениях отчетливо звучат мотивы смерти, самоубийства и одиночества. Более десяти лет спустя в свет выходит ее роман «Под стеклянным колпаком», основой для которого и послужили события лета 1953 года.
Вниз и снова наверх
Главная героиня романа – Эстер Гринвуд, начинающая писательница, как и сама Сильвия Плат, она талантлива, амбициозна и строит планы на будущее, которым, однако, не скоро предстоит воплотиться в жизнь. И, как и у Сильвии, история Эстер начинается с работы в нью-йоркском издательстве.
Уже в самом начале книги Эстер, несмотря на то, что она искренне рада предоставленному ей шансу побывать в Нью-Йорке, смутно ощущает, что в ее жизни все начинает идти не так. Эстер не может найти объяснения этому чувству, а потому предпочитает отмахиваться от него. Постепенно, шаг за шагом, автор приводит Эстер к нервному срыву, а читателя – к осознанию того, что героиня больна. Сумасшествие героини не воспринимается автором как данность, оно – результат многих событий и мыслей Эстер, каждое из которых повлияло на ее психическое состояние, переход из одного состояния в другое настолько плавен, что трудно заметить, в какой именно момент девушка перешагивает ту самую черту и оказывается за гранью.
Следующий этап – то, как развивается болезнь Эстер, как ее накрывает тот самый стеклянный колпак, отгораживая ее от нормального реального мира. Здесь интересно то, что повествование ведется от первого лица, а потому мы можем видеть героиню не так, как на нее смотрят родные и друзья, не со стороны, а так, как сама девушка воспринимает себя. Эта особенность позволяет читателю буквально прочувствовать на себе сумасшествие героини, посмотреть на рациональный мир ее глазами. Ее безумие становится физически ощутимым и почти рациональным.
Далее автор дает читателю возможность побывать в клинике для душевнобольных. И (вновь сквозь глаза Эстер) читатель наблюдает за этим маленьким замкнутым миром – докторами, посетителями и другими больными.
Автор удачно использует стиль повествования. Четкий и лаконичный вначале с прогрессированием болезни героини он становится все более бессвязным, даже приближается к потоку сознания, а затем, когда девушка начинает чувствовать себя лучше, стиль постепенно обретает утраченную лаконичность. Все это прекрасно передает внутреннее состояние героини и его изменения, весь ее путь вниз в пропасть безумия и обратно наверх к реальности.
Хотя повествование сконцентрировано на Эстер, в романе присутствует и множество других героев и их истории, рассказанные с точки зрения сумасшедшей, также придают роману изюминку.
«Под стеклянным колпаком» – роман странный и почти такой же безумный, как и его героиня, но в то же время неимоверно захватывающий. Старая как мир тема раскрывается в нем с совершенно неожиданной стороны, его эмоциональность заставляет сочувствовать героине и чувствовать ее, а прекрасный «поэтический» язык Сильвии Плат делает такой мрачный на первый взгляд роман таким легким для прочтения.
|