«Завтрак у Тиффани» - осенняя книга. Книга, которую нужно читать, укутавшись в мягкое одеяло, под мелодию дождя, стучащегося в оконное стекло. Эта история знакома всем по фильму с Одри Хэпберн в главной роли. однако, как бы хороша ни была экранизация, сама повесть Капоте – более красочная, живая, глубокая. И, пожалуй, сложно найти более запоминающийся образ, чем созданная Капоте Холли Голайтли. В чем же ее уникальность? Попробуем разобраться.
Маленькая напуганная Луламей Барнс, которая хотела быть взрослой и сильной Холли Голайтли... Несмотря на все ее маленькие странности, эту героиню невозможно не любить, возможно потому, что эти странности – скорее ее преимущества, чем недостатки, а, быть может, потому что не у каждого хватит смелости жить так, как это делала она...
«Мисс Холидей Голайтли. Путешествует». С этих слов, написанных на прикрепленной к почтовому ящику карточке магазина Тиффани, и начинается знакомство рассказчика с нашей героиней. «Мисс Холидей Голайтли. Путешествует». Не слишком много информации. Но, может быть, больше, чем кажется? Вслушайтесь в имя – Холидей Голайтли – английское слово Holiday означает праздник, а фамилию Golightly можно дословно перевести как «легко идти». Выходит, Холидей Голайтли – имя очень выразительное, намекающее на характер его обладательницы, а вместе со словом «Путешествует» и вовсе заставляет думать, что жизнь ее подобна бесконечному празднику, празднику, который всегда с тобой. А ведь она и правда праздник, да еще какой! Холли живет одним днем, днем ярким, роскошным, полным безудержного веселья. Вся ее жизнь – бесконечная череда вечеринок, кафе и обожающих ее мужчин. Она постоянно в поиске новых эмоций, впечатлений и готова испробовать все, что может ей их обеспечить. В то время, как остальные девушки выходят замуж из-за любви, денег и других тривиальных причин, у Холли для этого есть свой и, пожалуй, более простой мотив: «Зачем ты плачешь. Док? Конечно, мы поженимся. Я ни разу еще не женилась». Свадьба для нее – все равно, что покупка нового платья или поезка в новое место: она никогда не делала ничего подобного. так почему бы не попробовать?
«Я никогда ни к чему не привыкаю. А кто привыкает, тому спокойно можно умирать», – считает Холли. Для нее жизнь – это непрерывное движение, но проблема в том, что она просто боится остановиться. Ей постоянно нужны новые люди, новые места и ощущения, только потому, что она боится, что что-то или кто-то станет ей слишком близок, настолько, что поймает Холли на крючок, и она уже не сможет вырваться. А после... после она станет слишком уязвимой, слишком покорной, и ее можно будет запереть в маленькой тесной клетке, где она не сможет думать, дышать... и жить.
Свобода очень важна для Холли, ей легче умереть, чем зависеть от кого-либо. Она – дикий зверь, которого нельзя приручить. Должно быть, именно поэтому она ненавидит зоопарки – просто не может видеть других диких зверей, запертых в клетке. Впрочем, одна клетка в ее жизни все же была – маленький провинциальный городок в Техасе – и она вырвалась оттуда, как только смогла. Ей было не от чего бежать – ее муж безумно любил ее, она получала все, что только пожелает, ничего при этом не отдавая взамен – так что же пошло не так? Этого не знал никто, кроме самой Холли: «А диких зверей любить нельзя: чем больше их любишь, тем они сильней становятся. А когда наберутся сил – убегают в лес. Или взлетают на дерево. Потом на дерево повыше. Потом в небо. Вот чем все кончается, мистер Белл. Если позволишь себе полюбить дикую тварь, кончится тем, что только и будешь глядеть в небо».
Холли полна противоречий. Яростно оберегая свою свободу, она в то же время хочет быть любимой. Но разве любовь не означает зависимость, хотя бы в некоторой степени? Именно поэтому Холли не может любить кого-то определенного (кроме, разве что, своего брата Фреда), но это не означает, что наша героиня не способна на высокие чувства. Она любит людей в целом и всегда находит что-то хорошее в каждом человеке, и она влюблена в саму жизнь. Интересно здесь обратить внимание на ее поклонников. Трумен Капоте несколько раз подчеркивает, что Холли обычно выбирает мужчин, гораздо старше нее. Причины этого следует искать в ее детстве – Холли, прежде всего, нужен отец, кто-то, кто будет оберегать и наставлять ее. И, хотя сама холи отрицает это, все же такое объяснение кажется наиболее вероятным.
На самом деле, прячась от прошлого и устремляясь навстречу новым впечатлениям. Холли пытается найти свое место в жизни. Она запуталась в себе, просто не знает, кто она, какая она на самом деле и чего хочет от жизни. Ведь, в конце концов, в душе она все та же маленькая Луламей Барнс, ребенок, у которого отняли его детство. Вынужденная слишком рано повзрослеть, девочка просто не смогла выдержать той отвественности. которая неожиданно свалилась на нее. И что же она сделала? Все просто – она поступила, как всякий ребенок – просто убежала от своих проблем, спрятавшись за ширмой своей «праздничной» жизни. Она сбежала не только из Техаса, но и даже от себя самой: нет больше никакой Луламей, встречайте Холли Голайтли!
К несчастью, лишь только сменив имя, невозможно стать новым человеком, и, убегая от проблем, их нельзя заставить исчезнуть. Пускай Холли сильная и всегда радуется жизни, но это Луламей играет на гитаре на балконе и зовет брата во сне.

Холли все еще немного ребенко и все еще боиться ответственности. Отчего иначе ей жить с безымянным котом в квартире, заваленной нераспакованными коробками с вещами?
«Не хочу ничем обзаводиться, пока не буду уверена, что нашла свое место. Я еще не знаю, где оно. Но на что оно похоже, знаю... На Тиффани... Там все так чинно, благородно, и я сразу успокаиваюсь. Разве что-нибудь плохое с тобой может приключиться там, где столько добрых, хорошо одетых людей и так мило пахнет серебром и крокодиловыми бумажниками? Если бы я нашла место, где можно было бы жить и где я чувствовала бы себя, как у Тиффани, – тогда я купила бы мебель и дала коту имя. Я думала, может, после войны мы с Фредом… Раз я ездила в Мексику. Вот где чудные края, чтобы разводить лошадей. Я нашла одно место у моря. Фред знает толк в лошадях»

Вот мы и добрались до Тиффани. Но не думайте, что Холли – охотница за богатством, вовсе нет. Деньги и украшения для нее – символ уверенности, стабильности, всего того, от чего она бежит, и чего так не хватает в ее жизни. Холли сама выбрала эту роль, и она играет в счастье, наслаждаясь жизнью, не задумываясь о проблемах. Но где-то глубоко в душе она понимает – спектакль не может длиться вечно. И она ищет свое место, тихое место, где можно остановиться и наконец-то стать собой. но пока она в поисках, ее праздник будет продолжаться.
Холли нельзя назвать несчастной. С виду она вполне довольна своим маленьким спектаклем и совершенно уверена, что однажды все ее мечты сбудутся. И никакие невзгоды не могут убедить ее в обратном. Что бы не случилось, она идет вперед. И снова мечтает.
Мисс Холли Голайтли. Наполовину девочка, наполовину женщина, живущая в комнате без мебели и с котом без имени. Она может выболтать все свои секреты, когда никто этого не ждет, но обидится, если вы сами попросите ее об этом. Она любит вечеринки и людей. Ее счастье спрятано в маленькой голубой коробочке с белой лентой.
|