Суббота, 21.06.2025, 05:07

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Англоязычная литература

«На восток от Эдема» Джона Стейнбека

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема»

Трудно подобрать слова, рассказывая об этой книге. Этот роман заставляет своего читателя прожить целую новую жизнь, так насыщен он героями и событиями. «В нем есть все, что я смог узнать на протяжении всех этих лет о своем ремесле или профессии. Думаю, все то, что я написал до этого, в известном смысле, было тренировкой для написания этого романа», - говорил сам Стейнбек. Три поколения, пятьдесят пять лет и сотни событий проходят перед его глазами, здесь есть добро и зло, порок и добродетель, любовь и ненависть, счастье и грусть – все, что может дать человеку жизнь, и по прочтении романа понимаешь – что бы жизнь не принесла, она прекрасна, и счастливые ее моменты стоят всех невзгод.

Хотя места и люди, описанные в книге, очень разные, основное внимание автор уделяет жизни в маленьких американских городках. Стейнбек не идеализирует эту жизнь, показывая все возможные ее стороны: религиозные собрания и бордели, бедных фермеров и богатых бизнесменов,  людей консервативных и тех. кто не боится смотреть в будущее. Все вместе сливается в широкую панораму периода между Гражданской войной в США (1861-1865) и Первой мировой войной. Не зря ведь говорят, что хороший роман – лучшее пособие по истории. Есть здесь и исторические факты, и культурные реалии того времени, и длинные, но невероятно красивые описания долины Салинас – родных мест Стейнбека, любовь к которым сквозит в каждой строчке романа.

Образы героев

По-новому интерпретируя  библейскую притчу о Каине и Авеле, Стейнбек повествует о жизни семьи Трасков. В книге мы можем встретить множество отсылок к Библии, каждая из которых должна помочь читателю понять замысел автора и идею романа. Образы Каина и Авеля появляются в романе дважды –  сначала это история Адама и Карла, а позднее – сыновей Адама – Аарона и Кэлеба.

Адам Траск – человек огромной душевной доброты, а кроме того чувствительный, что иногда заставляет его проявлять слабость. Он любит людей, не прося любви взамен, но  все же зачастую они отвечают ему взаимностью. Карл тоже чувствителен, однако, в отличие от Адама, это качество не делает его слабым, оно приводит к излишней импульсивности. Он недоверчив по отношению к другим, но в то же время, ему больше чем Адаму нужно быть любимым. На первый взгляд абсолютные противоположности, иногда братья оказываются удивительно схожи в своих чувствах, мыслях, желаниях. Такое необычное противопоставление героев делает их образы еще более яркими и детальными.

Младшее поколение Трасков – герои гораздо более сложные. Ни один из них не склонен к излишней мягкости, как их отец, и ни одного нельзя назвать положительным или отрицательным героем.

Арон похож на отца своей добротой, он зачастую оказывается просто неспособен разглядеть отрицательные черты окружающих, что не всегда оборачивается хорошо для него. В то же время он, подобно своему дяде, подвержен эмоциям и часто под их воздействием может совершать довольно жестокие поступки, не задумываясь об их последствиях.

В Кэле тоже есть доброта, но он четко осознает недостатки окружающих и, что еще важнее, осознает свои недостатки и старается контролировать их. Иногда он импульсивен, но впоследствии всегда сожалеет о том, что совершил в порыве гнева и, пожалуй, страдает от этого даже больше, чем те, кого он обидел.

Кроме этих основных героев, есть в романе и второстепенные герои, о которых нельзя не упомянуть. Прежде всего это Кэти Эймс.

«Но если природа допускает уродство телесное, почему бы ей не  создавать и уродов умственных или психических? Внешний облик может остаться  без  изъянов,  но  если  игра  генов  или деформация яйцеклетки приводят к рождению ущербных телом, то разве не можете результате тех же процессов родиться ущербный душой?»

С таких слов автор начинает свой рассказ об этой героине. То, что он говорит – не преувеличение. Кэти пугает читателя прежде всего тем, что ее невозможно понять. У всякого человека есть желания, потребности, амбиции, но у Кэти все это отсутствует, отсутствует до такой степени, что порой возникает вопрос – а человек ли она? Все то ужасное и подлое, что Кэти совершает в своей жизни. она делает не потому, что ей это нравится и даже не потому, что хочет получить от этого какую-то выгоду. Она просто творит зло. Никто из героев даже отдаленно не может представить, какова цель ее жизни, да и сама Кэти, пожалуй, тоже. Иногда кажется, что она просто демон, злой дух, появившийся на земле лишь для того, чтобы мучить всех вокруг. Но по мере прочтение романа все более и более становится понятно, как прав был автор – Кэти урод, калека, как иные обделены зрением или способностью ходить, Кэти обделена всеми добрыми, светлыми чувствами. Она просто не способна их испытывать, а потому, на какие бы ухищрения она не шла, ничто в этом мире не способно сделать ее счастливой...

Еще один персонаж – китаец Ли – становится символом восточной мудрости в романе. Интересно то, что будучи простым слугой в доме Адама и не получив никакого формального образования, Ли все же является самым просвещенным героем «К востоку от Эдема». Он обладает огромным запасом знаний, как научных, так и житейских и всегда готов дать дельный совет. Кроме того он добр, отзывчив, предан друзьям и обладает редкой способностью заглядывать в душу к людям.

Самые теплые и жизнерадостные страницы романа посвящены семье Гамильтонов. Все члены этого огромного семейства – на редкость приветливые и веселые люди, а все потому, что описывая их, Стейнбек рассказал о своей собственной семье, семье своего дедушки по материнской линии. Глава семьи Гамильтонов – Сэмюель – показан в романе типичным ирландцем – веселым, остроумным и трудолюбивым. Более всего в нем импонирует то, что он способен не только разглядеть в каждом человеке его положительные черты, но и заставить его их проявить. Создается впечатление, что каждый из героев после беседы с Сэмюелем становится немного лучше и немного счастливее.

Идея романа

Так много было сказано о героях этого романа. но теперь пришло время поговорить и об идее. И идея эта – Выбор. Каин совершил грех, убив брата своего Авеля, но это не сделало всех людей грешниками. «Тимшел». – сказал Господь Каину, - «ты можешь», ты можешь господствовать над своим грехом.

В романе «К востоку от Эдема» Ли говорит:

«Но  древнееврейское  слово «тимшел» - «можешь господствовать» - дает человеку выбор.  Быть  может,  это самое важное слово на свете. Оно говорит человеку, что путь открыт – решать предоставляется ему самому. Ибо если «ты можешь господствовать», то верно  и обратное: «но можешь и не господствовать»»

Именно эту истину Стейнбек и пытался донести до читателя. Бог сотворил человека и послал ему великий дар – выбор между добром и злом. И даром этим следует пользоваться со всей мудростью и рассудительностью.

Категория: Англоязычная литература | Добавил: Илона (14.08.2014)
Просмотров: 1027 | Теги: натурализм, США, Стейнбек, ХХ век | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0