Пятница, 19.09.2025, 17:45

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Англоязычная литература

«Тэсс из рода Д’Эрбервиллей» Томаса Харди

Мост между эпохами

Роман «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей», написанный на рубеже ХІХ и ХХ веков резко выделяется на фоне остальных  произведений периода. Стиль Томаса Харди, странным образом напоминает о романах сестер Бронте и Джейн Остин, от чего создается впечатление, будто рукопись была отнесена к 1891 году по ошибке. Роман полон длинных, детальных описаний, свойственных реализму, а яркие герои и вовсе порой приобретают романтические черты. Добавьте готические элементы (как эпизод в Стоунхендже или мистические вещие сны Энджела), и вот мы получаем довольно необычную смесь разных стилей, причем стилей, существовавших задолго до того, как Харди начал свою писательскую карьеру.

Но как же этот роман оказался так близко к ХХ веку? В нем не найти ни утонченного психологизма Генри Джеймса или Эмиля Золя, ни откровенно эротических сцен Дэвида Лоуренса. И все же, этот роман не мог появиться ни в XVIII, ни даже в начале XIX века, ведь он открыто бросает вызов всем устоям и традициям викторианской Англии.

«Чистая женщина, правдиво изображенная»

Именно такой подзаголовок дает Харди своему роману. «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей» повествует о сельской девушке Тэсс Дарбейфилд, которая узнает, что ее отец является потомком  аристократического рода Д’Эрбервиллей.  Мистер и миссис Дарбейфилд, не мешкая, решают оправить дочь познакомиться со своими богатыми родственниками, живущими по соседству. Дальше все могло бы сложиться как в сказке, да вот только родство между семьями определил приходской священник по каким-то не вполне ясным даже ему самому источникам, да и сами Д’Эрбервилли обзавелись аристократической фамилией недавно, благодаря связям и значительной сумме денег, переданной в нужные руки. Алека Д’Эрбервилля, однако, забавляет вся эта история, да и Тэсс кажется ему довольно привлекательной. А потому ничто не мешает ему соблазнить Тэсс и позже, наигравшись, бросить ее, как и множество своих предыдущих любовниц. Этот эпизод оборачивается подлинной трагедией для девушки, когда она влюбляется вновь, в честного и доброго Энджела Клэра.

Называя Тэсс «чистой», автор дает первую пощечину викторианской морали, хотя она действительно была чистой не только до встречи с Алеком, но и после того, как он бросил ее. И она осталась таковой, несмотря на то, что произошло в конце романа.

Трагедию Тэсс нелегко понять с современной точки зрения, однако такие случаи были распространенным явлением в викторианском обществе. Если бедную крестьянку соблазнял богатый аристократ, именно она, а не «джентльмен», платила за это впоследствии. Он мог, наигравшись, найти себе другую девушку для любовных утех, а впоследствии, устав от разгульной жизни, благополучно жениться. Она же не могла даже заглянуть в глаза другому человеку, чувствуя при этом, что совесть ее чиста. Иногда люди жалели ее, но чаще презирали. О замужестве в таком случае и вовсе не могло быть речи. Единственным выходом для бедной девушки было покинуть родные края, отправившись туда, где никто не сможет узнать о ее постыдной тайне, но даже при этом она всю жизнь могла бояться того, что ее секрет когда-нибудь будет раскрыт.

Именно это произошло с Тэсс, однако, подумайте сами, в чем была ее вина? В том, что она была слишком наивна и чиста, что заставило ее поверить в искреннюю любовь Алека? Тэсс может показаться глупой, но, скажите на милость, откуда в то время она могла узнать о плотской любви и соблазнениях? Такие вещи не обсуждались ни в семье, ни вне ее, не писали об этом и в книгах. Вы говорите, что ни за что не повторили бы ошибку Тэсс? Безусловно, вы правы. Однако заслуга в этом не ваша, а 20 века с его «сексуальной революцией».

Так виновата ли Тэсс? – спрашивает нас Томас Харди. – И если нет, то почему она должна платить не за свою вину? Именно на эти вопросы читателю предстоит найти ответ в романе.

Второй вопрос звучит не менее вызывающе – кого можно назвать «чистой женщиной»? Может ли женщина быть чистой, несмотря на плохую репутацию? Может ли женщина быть чистой, если она совершила то, что в обществе считается преступлением? Харди не стремится навязать читателю свою точку зрения, но все же предлагает свой ответ на эти вопросы:

«Красота  или  уродство  натуры  проявляются  не  только  в  уже совершенном, но и в стремлениях и импульсах;  подлинная  история  человека определяется не тем, что он совершил, но тем, что хотел совершить»

Так почему же Тэсс была чиста? Прежде всего, она была чиста в своей наивности, хотя наивности этой было суждено принести ей немало горя. Кроме того, Тэсс способна на глубокие чувства, ведь полюбила же она Энджела всем своим сердцем. Она готова даже к самопожертвованию ради тех, кого любит. Но самое главное, пожалуй, то, что Тэсс способна раскаиваться, и она глубоко сожалеет о том, что поддалась чарам Алека Д’Эрбервилля, и страдает от своего проступка гораздо больше, чем способен страдать сам Алек. 

Возвращение к истокам

В своем романе Харди не минует и излюбленной своей темы – темы природы и связи человека с нею. Главная героиня – поистине дитя природы, и именно отсюда происходит ее наивность и чистота.

Но тема эта раскрывается не только в образе Тэсс. На протяжении всего романа Харди воспевает красоту графства Уэссекс, вымышленной области, в описании которой слились пейзажи всех уголков Британии, но прежде всего, родного автору Дорсета. Харди достаточно подробно описывает сельскую жизнь, со всеми ее прелестями и недостатками, что становится прекрасным фоном для событий романа.

Следует отметить, что тема природы делает роман ближе к ХХ веку. С расцветом так называемой «механической цивилизации» авторы периода все чаще обращались к этой теме, пытаясь прикоснуться к чему-то настоящему, подлинному, созданному Богом, а не человеческими руками. В творчестве Харди тема природы нашла наиболее яркое воплощение.

Человек и судьба

В романе мы часто встречаем замечания в духе фатализма, рассуждения о том, что такой путь был уготован для Тэсс, и она прошла бы его вне зависимости от своего желания. Однако, не стоит обманываться этими фразами – фатализм характерен для викторианской морали, но не для самого Харди. В романе рассуждения о роке странным образом переплетаются с попытками автора объяснить трагедию Тэсс особенностями общественной морали и средой, в которой она оказалась. Такая мысль также близка ХХ веку и является одним из основных постулатов натурализма, возникшего как литературное направление на рубеже ХІХ и ХХ веков.

Идя вразрез с викторианской моралью, роман Харди предвещает собой появление модернизма в европейской литературе. Эмоционально насыщенный и наполненный глубоким смыслом, он не только позволит вам ближе познакомиться с британской культурой, но и порадует захватывающим сюжетом и яркими героями.


 

Категория: Англоязычная литература | Добавил: Илона (13.06.2014)
Просмотров: 1490 | Теги: викторианская эпоха, натурализм, Великобритания, XIX век, Харди | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0