Имя этой писательницы родом из далекой Новой Зеландии незнакомо широкому кругу читателей. Став яркой вспышкой в мировой литературе на рубеже ХІХ и ХХ веков, сейчас, спустя столетие, она незаслуженно остается в тени более знаменитых авторов того периода. Хотя произведения Кэтрин Мэнсфилд не так уж много переводились на другие языки, в Британии (где она жила и творила достаточно долгий период своей жизни) она по праву считается одним из мастеров модернизма наравне с такими знаменитостями, как Джеймс Джойс, Вирджиния Вульф, Марсель Пруст или Дэвид Герберт Лоуренс.
Сборник «Вечеринка в саду» позволяет читателю познакомиться сразу со всеми особенностями творчества писательницы, а также с некоторыми особенностями модернизма как литературного течения.
Стиль Мэнсфилд и его модернистские черты
Рассказы Кэтрин Мэнсфилд полны контрастов. Молодость в них сталкивается со старостью, традиции с новшествами, любовь с ненавистью, творчество с рутиной, а жизнь со смертью. Так, на контрасте построен рассказ, давший название сборнику, «Вечеринка в саду» (The Garden Party). Оживленная атмосфера вечеринки и блеск богатства в доме Шериданов оборачивается тишиной и унынием в доме погибшего под колесами автомобиля работника.
Другой особенностью прозы писательницы являются необычные средства характеристики персонажей. В рассказе «Урок пения» (The Singing Lesson) таким средством выступает музыка. Удрученная разрывом с любимым, главная героиня, учительница музыки Мисс Мэдоуз, выбирает для своих учеников мелодию, проникнутую чувством легкой грусти. С течением мыслей героини меняется ее настроение, а вместе с ним и музыка. К грусти примешивается боль, сожаление, и постепенно музыка изливает целый водопад чувств, вплоть до беспросветного отчаяния. Но вдруг мысли Мисс Мэдоуз принимают совершенно другой оборот, и в песне появляются мажорные тона, она становится оживленнее, радостнее, и наконец на смену беспросветному отчаянию приходит безграничное счастье.
В рассказе «Вояж» (The Voyage) Мэнсфилд проявляет себя, как настоящий художник слова, выписывая различными красками нужную атмосферу для своего повествования. Морское путешествие Фенеллы начинается темной ночью, когда все кажется девушке черным и серым. Эти цвета вполне соответствуют ее настроению – потеряв мать, девушка отправляется в Великобританию, чтобы провести некоторое время со своими бабушкой и дедушкой. Фенелле сложно не поддаваться тоске, сложно отпустить от себя воспоминания, а далекая страна по ту сторону океана видится ей в тумане. Но вот наступает утро, туман рассеивается, и из него начинают выступать яркие краски – зеленая, синяя, розовая, желтая, серебряная. Холод корабля сменяется теплом дома. Такая перемена знаменует собой изменения в самой героине – теперь она готова оставить воспоминания в прошлом и двигаться дальше.
Однако Мэнсфилд не останавливается на одной лишь игре с красками – она постоянно ищет новые впечатления, новые способы описать эмоции, что выливается в значительное количество импрессионистских зарисовок в ее рассказах. Высшим воплощением этого стремления становится рассказ «На берегу реки» (Bank Holiday). В нем автор изображает картину солнечного воскресного утра на набережной. Вот трое музыкантов развлекают публику игрой на флейте, скрипке и гитаре, немного дальше – продавец фруктов громко рекламирует свой товар, мимо прогуливается мама с двумя малышами, где-то под деревом на траве шепчется влюбленная парочка. Яркое разнообразие красок, звуков и запахов помогает создать нужную атмосферу и заставить читателя почувствовать себя частью этого праздника жизни.
Как и для всех модернистов, для Кэтрин Мэнсфилд характерны скачки во времени, смешивание повествования с мыслями персонажей и сложная система ассоциаций, сочетание которых проявляется в технике «потока сознания», в которой написан последний рассказ сборника, «Служанка своей госпожи» (The Lady’s Maid). Монолог камеристки, обращенный к неизвестной «сударыне», рассказывает о долгих годах ее службы пожилой леди, которая, хотя и принесла ей много радости, в то же время заставила от многого отказаться.
Основные темы сборника
Темы, которые затрагивает писательница в своих рассказах, просты и сложны одновременно.
Наибольшее внимание автора привлекает контраст жизни и смерти, который читатель может наблюдать практически в каждом рассказе. Феномен смерти интересует Мэнсфилд не случайно. Сборник был написан за год до того, как она сама покинула наш мир. Долгое время писательница страдала от тяжелой формы туберкулеза, и с каждым годом надежды на выздоровление оставалось все меньше. Отзвуки ее собственных мыслей мы слышим в диалоге маленькой Кезии и ее бабушки («На взморье» (At the Bay)):
"Does everybody have to die?" asked Kezia.
"Everybody!"
"Me? " Kezia sounded fearfully incredulous.
"Some day, my darling."
"But, grandma." Kezia waved her left leg and waggled the toes. They felt sandy. "What if I just won't?"
The old woman sighed again and drew a long thread from the ball.
"We're not asked, Kezia," she said sadly. "It happens to all of us sooner or later."
Однако смерть не страшит писательницу. В уже знакомом нам рассказе «Вечеринка в саду» смерть представляется героине Лоре чем-то прекрасным, загадочным, восхитительным:
"There lay a young man, fast asleep - sleeping so soundly, so deeply, that he was far, far away from them both. Oh, so remote, so peaceful. He was dreaming. Never wake him up again. His head was sunk in the pillow, his eyes were closed; they were blind under the closed eyelids. He was given up to his dream. What did garden-parties and baskets and lace frocks matter to him? He was far from all those things. He was wonderful, beautiful. While they were laughing and while the band was playing, this marvel had come to the lane. Happy ... happy ... All is well, said that sleeping face. This is just as it should be. I am content."
Во всех своих рассказах Мэнсфилд представляет смерть, как просто еще один этап жизни, показывая, что не следует бояться ее, ведь она дарует вечное спокойствие и счастье.
В рассказе «На взморье» смерть сталкивается с жизнью, символом которой является море. Рассказ начинается описанием морского рассвета, а заканчивается с закатом. Повествование органично переплетается с импрессионистическими зарисовками моря в разное время дня, которые знаменуют собой разные этапы жизни, от рождения и до смерти. Создается ощущение, что на этих нескольких десятках страниц перед глазами читателя проходит вся человеческая жизнь.
С мотивами жизни и смерти связана тема юности. Рассказы «Голубь и голубка» (Mr. and Mrs. Dove), «Юная девушка» (The Young Girl), «Ее первый бал» (Her First Ball) наполнены молодостью, весной и любовью к жизни, которую не могут сломить ни неудачи на любовном фронте, ни размышления о том, как быстро проходит жизнь.
Совсем противоположные чувства вызывают у читателя «Мисс Брилл» (Miss Brill) и «Идеальная семья» (An Ideal Family). В этих рассказах автор раскрывает тему одиночества. так же, как все несчастливые семьи несчастны по-разному, и одиночество тоже не всегда одинаково. Мисс Брилл, героиня одноименного рассказа, каждый воскресный вечер приходит в городской сад, чтобы просто посмотреть на людей. Она одинока. Настолько одинока, что у нее нет другого места, куда она могла бы пойти в свой выходной, нет людей, с которыми она могла бы поговорить, разве только ее ученики в школе, да престарелый сосед, которому она читает по вечерам (однако и он вряд ли замечает ее присутствие). Лавочка в городском саду – это единственное место, где она может чувствовать себя нужной, чувствовать себя частью чего-то большого и важного, частью жизни. Она будто играет в театральной пьесе, где ей отведена маленькая, эпизодическая роль, но зато она может наблюдать за другими актерами из уголка сцены.
Рассказ «Идеальная семья» – интерпретация идеи одиночества в толпе. Мистер Нив, пожилой бизнесмен, всю жизнь работал для того, чтобы обеспечить свою жену и детей. И ему это удалось – роскошный дом с огромным садом и теннисным кортом, несколько экипажей, горы нарядов и драгоценностей в доме, множество слуг. О чем еще мечтать? Их семья, как и намекает название, кажется идеальной – замечательная жена, красавицы-дочки и сын-наследник, разве можно быть несчастным в такой семье? Однако мистер Нив вовсе не чувствует этого безграничного счастья. Находясь рядом с родными, он понимает, что совсем не знает этих людей, слишком много времени он тратил на работу – и вот результат: дети повзрослели без него, миссис Нив уже не о чем поговорить со своим мужем, кроме как о его здоровье, а сын и вовсе кутит без зазрения совести, ведь отец привык не замечать его проделок. Как оказалось, даже в идельной семье есть место одиночеству...
Тема семейных отношений также занимает не последнее место в творчестве писательницы. В рассказе «Marriage a la Mode» она тесно связана с темой богемной жизни. Хотя Кэтрин Мэнсфилд в определенный период времени и сама была завсегдатаем вечеринок английской богемы, в своих произведениях она резко осуждает такой стиль жизни, громко заявляя о том, что он разрушает все ценности брака и семьи. Привыкшая к такой жизни Изабель совершенно не уделяет внимания любящему мужу и детям, так нуждающимся в ее опеке. Она и сама понимает, что далека от идеала матери и жены, однако уже не может жить иначе.
Автор не обходит стороной и извечную тему свободы. В одном из лучших рассказов сборника – «Дочери покойного полковника» (The Daughters of the Late Colonel) – физическая свобода противопоставляется свободе ментальной. После смерти своего авторитарного родителя уже не молодые Констанция и Джозефина начинают понимать, что теперь они могут делать все, что им заблагорассудится, однако привычка и память об отце продолжают держать их все в тех же узких рамках, из-за чего они оказываются неспособны принять даже самые простые решения, не руководствуясь мнением отца.
Описывая старые, как сам мир, темы с необычного ракурса, Мэнсфилд бросает читателя в поток новых впечатлений, эмоций и ощущений, используя все основные приемы модернизма, она старается передать тончайшие оттенки чувств своих героев. Рассказы Кэтрин Мэнсфилд – это целый новый мир, который, открыв его для себя однажды, Вы не сможете не полюбить.
|