Среда, 15.05.2024, 05:06

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Поэзия » Impression notes

«Musik» («Музыка») Райнера Мария Рильке

Was spielst du, Knabe? Durch die Gärten gings
wie viele Schritte, flüsternde Befehle.
Was spielst du, Knabe? Siehe deine Seele
verfing sich in den Stäben der Syrinx.

Was lockst du sie? Der Klang ist wie ein Kerker,
darin sie sich versäumt und sich versehnt;
stark ist dein Leben, doch dein Lied ist stärker,
an deine Sehnsucht schluchzend angelehnt.

Gieb ihr ein Schweigen, dass die Seele leise
heimkehre in das Flutende und Viele,
darin sie lebte, wachsend, weit und weise,
eh du sie zwangst in deine zarten Spiele.

Wie sie schon matter mit den Flügeln schlägt
so wirst du, Träumer, ihren Flug vergeuden,
dass ihre Schwinge, vom Gesang zersägt,
sie nicht mehr über meine Mauern trägt,
wenn ich sie rufen werde zu den Freuden.

Что ты играешь, мальчик? Сад весенний
Ты звуков магией заполнил не спеша.
Что ты играешь? Посмотри, твоя душа
Запуталась в кустах густой сирени.

Зачем зовёшь? Мелодия тускнеет,
Ей полнится душа и тает в ней.
Хоть жизнь твоя сильна, но песнь сильнее,
Твоя тоска поддержкой служит ей.

Ей помолчать позволь, чтоб тихо возвращалась
Душа в поток забот и будней вой,
Чтоб в них жила, росла и мудростью питалась,
Пока ты увлечёшь её своей игрой.

Уже слабей удары крыльев над тобою,
Растратил ты, мечтатель, зря души полёт.
Изранены крыла напевом, как пилою,
Они поднять меня не в силах над стеною
В тот миг, когда мой голос к радости зовёт.

(Перевод А.Равиковича)

***

Это стихотворение взято из сборника «Книга образов», для которой, даже в большей степени, чем для других произведений Рильке характерна мистическая, мрачноватая атмосфера. Тема музыки звучит во многих стихотворениях поэта, да и сами его произведения и в оригинале, и в переводах, удивительно мелодичны, ритмичны, музыкальны.

Здесь отношение Рильке к музыке двояко. С одной стороны он восхищается мелодией мальчика, она зовет, завораживает, околдовывает, она неудержимо прекрасна, прекрасна до боли в груди. С другой стороны музыка эта обладает магической силой, темной силой, она пленяет душу, заставляя ее тосковать и томиться. Музыка, словно клетка для души. Инструмент, на котором играет мальчик в оригинальном стихотворении – «Syrinx» - флейта Пана, которой он завораживал прекрасных нимф, заставляя их танцевать, тянуться к себе. Так и душа мальчика, стремясь к запретной мелодии, заставляя пальцы снова и снова бегать по свирели, не может оторваться от колдовского напева. Остановись! – предупреждает Рильке, иначе музыка станет твоей жизнью, и ты не познаешь больше радостей и счастья, а будешь лишь стремиться вновь испытать щемящее чувство от этой волшебной мелодии.

Музыка в стихотворении Рильке создает свой, совершенно новый мир, мир теней, мир призраков и мир этот совершенно иррационален, но в то же время абсолютно прекрасен. Лишь в тишине, где ее не смущают чары прекрасных нот, душа может обрести покой и мудрость, но все равно, рано или поздно, ее снова повлечет в волшебный мир музыки.

Категория: Impression notes | Добавил: Илона (15.06.2015)
Просмотров: 536 | Теги: ХХ век, Австрия, поэзия, модернизм, Рильке | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0