Сегодня, я вижу, особенно грустен твой вигляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
***
«Жираф» – самое известное стихотворение из сборника «Романтические цветы» (1908), посвященного первой жене (тогда еще невесте) Гумилева, Анне Ахматовой. Поездка в Африку для Гумилева была наилучшим способом отвлечься не только от обыденности, но и от неудач в личной жизни – поэт дважды просил руки своей возлюбленной и, оба раза получив отказ, оказался на грани душевного кризиса. Непростые отношения с Ахматовой, в конце концов приведшие к разводу, во многом отражены в отношениях лирических героев стихотворения.
Таинственная, отстраненная, замкнутая в себе героиня – часто встречающийся в ранней лирике Гумилева образ. В стихотворении «Жираф» лирический герой пытается увлечь ее историями об экзотический странах, обо всем необычном, возвышенном, чувственном, что ему довелось испытать, героиня же поглощена своими мыслями и не готова откликнуться на его чувства, однако молодой человек не теряет надежды, о чем свидетельствует рамочная конструкция стихотворения (закончив свой рассказ, он начинает его снова).
Жираф, еще один характерный образ «Романтических цветов», в данном стихотворении символизирует все необычное, неизведанное, экзотическое, мир фантазий и грез. Ему противопоставлен дождь, как символ серости всего обыденного и повседневного.
|