Вторник, 14.05.2024, 20:45

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Англоязычная литература

«Девушка с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье

В эпоху постмодернизма с его выраженной интертекстуальностью разные ветви искусства перестают существовать отдельно, независимо друг от друга, а писатели все чаще стараются задействовать другие виды искусств для более яркого и точного воплощения своего творческого замысла. В романе Трейси Шевалье сливаются воедино живопись и литература, рисуя перед читателем историю создания одного из шедевров мировой культуры – картины голландского художника Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Реальность или фантазия? Биография или удачная фальсификация? И что скрывается за портретом загадочной «северной Джоконды»?

Фальсификация или нет, но как исторический роман «Девушка в жемчужной сережке» безусловно состоялась. Повествование в романе выглядит очень достоверным. Автору удалось крайне удачно применить стилизацию и буквально погрузить читателя в атмосферу Делфта 17 века, Золотого века голландской живописи. Чтобы добиться полной исторической достоверности, писательница не только изучила историю общественной и культурной жизни периода, но и посетила Делфт. Язык героев и самого повествования интерьер, бытописание – все полностью соответствует эпохе. Вражда католиков и протестантов, беспощадные эпидемии чумы, знаменитые голландские изразцы и широкие каналы – хотя детали описания немногочисленны, автор удачно использует каждую из них для создания декораций для своей истории.

Сама же история довольно проста – в дом известного художника Яна Вермеера, где также обитают его жена Катарина, теща Мария Тинс, пятеро детей и кухарка Таннеке, поступает в услужение шестнадцатилетняя Грета. Жизнь служанки предстает перед читателем во всей ее неприглядности – тяжелая работа, вечные упреки хозяйской жены, проказы детей и приставания патрона Вермеера – все это приходится выносить девушке, чтобы заработать на жизнь. Тяжело переживает девушка и разлуку с семьей – этой проблеме посвящена одна из второстепенных сюжетных линий романа. И все же, положение Греты, хотя и незавидное, оказывается не хуже, а возможно и лучше положения любой другой служанки Делфта, ведь большинство  домочадцев любят ее за скромность и трудолюбие, а возможность заглядывать в мастерскую Вермеера оказывается для девушки лучшей из наград.  

Юная Грета, от лица которой ведется повествование, – необычный персонаж. Не получив почти никакого образования, не умея даже читать и писать, девушка, тем не менее, оказывается наделена любовью к искусству и тонким чувством прекрасного, высшим воплощением которого для Греты становится живопись ее хозяина. Изо дня в день, убираясь в мастерской Вермеера, Грета постепенно проникает в таинства появления на свет произведения искусства, которые, несомненно, будут интересны и читателям. Глазами Греты мы наблюдаем все этапы создания картины – замысел, подбор моделей и интерьера, смешивание красок, использование распространенной в то время камеры-обскуры, позирование. Трейси Шевалье дает читателю понять – до того, как кисть художника впервые коснется холста, могут пройти дни, а то и месяцы. Автор показывает читателю, как порой важны детали, освещение, сочетание цветов, а главное – чувства самого художника, которые не заменит даже самая блестящая техника.

Вермеер в «Девушке с жемчужной сережкой» – фигура загадочная, таинственная, на протяжении романа он остается молчалив, лишь изредка вступая в разговор с домочадцами, он полностью погружен в свое искусство, однако, кажется, видит и слышит все, что происходит вокруг. Судить о его характере Грете приходится лишь из случайно оброненных фраз, недомолвок, неясных слухов, случайно замеченных сцен. Автор так и не дает определенного ответа на вопрос – каким же человеком был Вермеер? Этот факт нельзя считать удивительным, ведь о жизни Вермеера осталось очень мало сведений. Практически ничего не известно о его личной жизни, кроме того, что он был женат на Катарине Болнес, жил вместе с ней в доме своей тещи в католической части Делфта, имел 15 детей, четверо из которых умерло в младенчестве. Все остальные детали жизни художника, считающиеся достоверными, касаются его общественной жизни. Роман, несомненно, был дополнен художественными деталями, однако очевидно, что Трейси Шевалье тщательно изучила все имеющиеся факты биографии Вермеера, ведь история, созданная ею, полностью согласовывается с ними, что заставляет ее казаться вполне правдоподобной.

Несмотря на такое настойчивое стремление к достоверности. в романе находится место и художественной интерпретации. Трейси Шевалье не превращает свой роман в учебник по истории, ее герои живут и дышат, все они приобретают яркую индивидуальность под пером писательницы, оставаясь при этом удивительно земными и похожими на обычных людей. Находится в произведении место и чувствам, и чувствам порой довольно необычным.

История создания «Девушки с жемчужной сережкой» – портрета Греты в интерпретации Шевалье – переплетается с историей взаимоотношений Вермеера и Греты. Тема художника и музы является одной из центральных в романе, автор представляет эти отношения, как чувство более сложное и глубокое, чем привычные нам любовь и дружба, более странное и не всегда поддающееся описанию. Примечательно то, что отношения эти строятся, прежде всего, на невербальном общении – жестах, взглядах, прикосновениях,  за все время, проведенное в доме, служанка разговаривает с художником не больше трех-четырех раз, однако слова здесь не играют основной роли.

Сама писательница в одном из своих интервью назвала отношения Греты и Вермеера «искушением, преодоленным ради искусства». В романе действительно ощущается это преодоление, герои постоянно сдерживают свои чувства, мысли, желания, будто играя свои роли вполсилы. Такое поведение вполне соответствует эпохе – в то время не принято было выставлять душу напоказ, однако есть и другие причины, прежде всего, огромная пропасть между героями, обусловленная не только их различным социальным положением, но и разницей в вероисповедании – кальвинистке Грете сложно понять католические воззрения, принятые Вермеером после свадьбы. Но, если Грете приходится держать все чувства в себе, доверяя их, разве что. Господу Богу, то у Вермеера есть способ высказать их – все чувства он выписывает красками на своей картине. Возможно, именно то, с какой нежностью был написан портрет, вызовет впоследствии такой взрыв эмоций у жены художника и спустя много лет заставит искусствоведов признать его истинным шедевром.  

Тема искусства рассматривается в романе с разных сторон, поворачивается к читателю разными своими гранями. Не обходит Шевалье вниманием и такой сложный аспект, как восприятие искусства публикой. На примере различных героев писательница показывает, как по-разному могут видеть одно и то же произведение разные люди. Для кого-то из них картина – просто красивая вещь, которой можно украсить комнату, для кого-то – признак богатства и хорошего вкуса, другие видят в нем скрытые страсти или даже целые миры, как Грета. И только в одном сходятся все герои, видевшие картины Вермеера – в конце концов и один из них не остается к ним равнодушным.

«Девушка с жемчужной сережкой» – простое, но многогранное произведение, погружающие читателя в мир высокого искусства. Роман не делится на главы. что делает повествование плавным, размеренным, но в то же время держит читателя в постоянном напряжении. Удачное сочетание различных жанров делает его не только увлекательным, но и достойным настоящих ценителей современной литературы. 

Категория: Англоязычная литература | Добавил: Илона (02.03.2015)
Просмотров: 672 | Теги: ХХ век, Голландия, США, Шевалье, постмодернизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0