Четверг, 16.05.2024, 00:15

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Англоязычная литература

«Говардс-Энд» Эдварда Моргана Форстера

«Говардс-Энд» как роман

«Говардс-Энд» завершает собой первый период творчества Э.М. Форстера, в этом произведении, в отличие от более поздних, для автора характерен оптимизм и идеалистический взгляд на английское общество, он все еще верит в примирения различных социальных слоев, в возможность их взаимопонимания.

Хотя роман этот не эпистолярный, начинается он с писем. Хелен Шлегель описывает в письме к своей сестре Маргарет визит в Говардс-Энд – поместье семьи Уилкоксов, с которыми сестры познакомились во время путешествия по Германии. После нескольких подробных писем, рассказывающих о доме, Уилкоксах и природе следует короткая записка:

воскресенье

Моя дорогая, дорогая Мег!

Не знаю, что ты на это скажешь: мы с Полом любим друг друга. Это младший сын, который приехал только в среду.

С этой записки и начинается история двух семей и двух английских классов.

Шлегели и Уилкоксы

Итак, роман о двух семьях – об утонченных людях искусства и прямолинейных капиталистах. Именно такими Форстер представляет себе два основных английских класса – аристократию и буржуазию, Шлегелей и Уилкоксов, от которых напрямую зависит будущее страны.

Шлегели представлены людьми образованными,  возвышенными, они не представляют жизни без литературы, музыки и живописи, готовы часами обсуждать философские вопросы, рьяно отстаивать свои взгляды на социальные проблемы и всегда полны новых идей.

Уилкоксов мало заботят абстрактные понятия и разговоры на отвлеченные темы, они живут в мире материальных предметов, которые можно увидеть и почувствовать на ощупь. Однако у них есть свои достоинства – они энергичны, трудолюбивы, честны с собой и окружающими.

В большей степени симпатизируя первому типу, Форстер все же понимает, что общество, состоящее из одних Шлегелей  окажется неспособным к выживанию, ведь царя в высоких сферах, в обыденной жизни они оказываются откровенно беспомощными, а с легкостью генерируя идеи, зачастую неспособны привести их в исполнение. Общество Уилкоксов, напротив, будет вполне достойно функционировать,  однако не сможет двигаться вперед, окажется неспособным к прогрессу.

Отсюда возникает главный вопрос романа – кто унаследует Англию? Каким из этих двух обществ ей суждено стать?

Хотя автор говорит только о Британии, поставленный им вопрос следует рассматривать в гораздо более широком контексте. Вопрос о том, какой класс следует считать передовым – буржуазию или аристократию,  за кем из них будущее, остро стоял на рубеже веков во всех развитых странах и в каждой он впоследствии решился по-своему.

Форстер видит лишь один положительный путь решения этого вопроса, представленный им в эпиграфе (совершенно необоснованно упущенном в русском издании) – «Only connect...», лишь объединитесь....Только если Шлегели и Уилкоксы найдут между собой общий язык, Британию ждет процветание.

Нужно сказать, что и третье сословие английского общества, низшие классы, автор также не обходит стороной. В романе этот класс представлен семьей Бастов, жизнь которой описывается довольно подробно, однако, по мнению автора, люди данного сорта не могут влиять на жизнь общества, хотя, безусловно, «Only connect...» в какой-то степени относится и к ним.

Говардс Энд как дом

Вопрос «кто унаследует Англию?» принимает в романе более материальную окраску: «Кто унаследует Говардс-Энд?» Старинное поместье становится символом старушки-Англии. Какой же семье будет принадлежать дом в конце романа? Какому же сословию будет принадлежать Англия в начале века? Ответы на эти вопросы и предстоит найти читателю.

Однако, являясь символом, Говардс-Энд остается, прежде всего, домом, родным местом, куда героев тянет снова и снова. Большой узловатый вяз в саду, виноградная лоза на кирпичной стене, огромный холл и запах сена – все эти маленькие детали создают неповторимую картину старого провинциального дома и становятся дорогими и близкими не только для всех героев, но и для читателя. В Говардс-Энде все начинается и все заканчивается, все дороги приводят героев сюда, будто у этого поместья есть особая, почти сверхъестественная сила сближать людей и сводить их вместе именно в тот момент, когда это им особенно нужно.

Викторианская эпоха и технический прогресс

Кроме размышлений об изменениях в общественном строе страны Форстера занимает вопрос и о других переменах, тех, которые приносит с собой технический прогресс. В «Говардс-Энде» старые ценности Викторианской эпохи сосуществуют с новинками двадцатого века, мы видим, как день за днем меняется картина Лондона,  здания становятся выше, машины заменяют экипажи, а многоэтажки – старинные особняки. Однако влияние викторианской морали все еще сильно, ведь ценности не так легко сменить, как экипажи и дома, и поэтому люди все еще бросают на Леонарда Баста недоуменные взгляды, стоит ему выйти на улицу без шляпы, а помолвка с представителем другого класса способна стать настоящим скандалом и вызвать нешуточный переполох в почтенном семействе.

Благотворительность не во благо

И, наконец, нужно упомянуть еще одну тему, которая играет немаловажную роль – тему помощи ближнему. На примере Шлегелей и Бастов Форстер показывает, как даже самые благие намерения могут привести к настоящей трагедии, если не воплощать их с осторожностью. Загоревшись идеей помочь Леонарду Басту и его жене обрести лучшую, более достойную жизнь, Маргарет и Хелен Шлегели тут же припутают к делу, забыв спросить, нуждаются ли Басты в их помощи. В результате «благотворительность» сестер не приводит к хорошему концу, все, что им удается – это необоснованными надеждами и неисполненными обещаниями привести  семью Бастов к разрушению. Форстер заставляет читателя задуматься – всегда ли желание помочь – на благо? И нужно ли помогать тому, кто не просит вашей помощи?

Как и романы Сомерсета Моэма или Ивлинга Во, произведения Эдварда Моргана Форстера великолепно передают атмосферу эпохи. Не являясь модернистскими в полной мере, они все же уже содержат в себе предпосылки к формированию нового типа романа, романа, насыщенного психологизмом и  «Говардс-Энд» - именно тот роман, с которого нужно начинать знакомство с творчеством Форстера, ведь в нем сочетаются не только все темы, которые впоследствии станут ведущими в его произведениях, но и яркие, запоминающиеся герои, которым читатель не может не сопереживать.

 

Категория: Англоязычная литература | Добавил: Илона (27.12.2014)
Просмотров: 910 | Теги: викторианская эпоха, Форстер, ХХ век, Великобритания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0