Вторник, 14.05.2024, 05:05

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Англоязычная литература

«Мечтатель» Иэна Макьюэна

Взрослым нравится думать, будто они знают, что творится в голове у десятилетнего ребенка. Но знать, о чем думает человек, невозможно, если он об этом не рассказывает.

Смешивание жанров и направлений – одна из основных тенденций современной литературы, которой охотно следует один из выдающихся британских постмодернистов Иэн Макьюэн. Так, в романе «Искупление», о котором мы рассказывали некоторое время назад, автор сочетает исторический роман с метапрозой (романом о писателе). В повести «Мечтатель» Макьюэн идет дальше, задумывая книгу, адресованную читателям ююбой возрастной категории:

«Еще в начале работы над «Мечтателем» и чтения его вслух я подумал, что, может быть, стоит забыть о нашей могучей традиции детской литературы и написать книгу для взрослых о ребенке языком, который будет понятен детям. В век Хемингуэя и Кальвино простая проза не должна отвратить искушенного читателя»

«Мечтатель» – это детская книга для взрослых и взрослая книга для детей. В ней в лучших традициях постмодернизма разворачивается два пласта повествования, каждый из которых предназначен для конкретного читателя: дети станут с увлечением следить за приключениями Питера, следуя за его замысловатыми фантазиями, взрослые же смогут вновь погрузиться в мир детства, и, возможно, лучше понять своих собственных детей.

Главный герой повести – десятилетний Питер, которого все считают трудным ребенком из-за невнимательности и привычки витать в облаках вместо того, чтобы заниматься делом. Однако для Питера настоящее «дело» - это именно его мечты, то, что происходит в его воображении, для мальчика гораздо реальнее, чем весь окружающий его мир. Поэтому ему ничего не стоит, «спасая» младшую сестренку от стаи волков, нечаянно забыть ее в автобусе или, пытаясь представить самое длинное число в мире, обнаружить, что проспал всю контрольную по математике.

«Мечтатель» – лишь малая часть огромного мира воображения, состоящая из семи рассказов «об очень странных приключениях, происходивших у Питера в голове». Истории эти действительно странные, иногда пугающие, порой смешные, а в иных случаях и грустные, однако совершенно непохожие одна на другую и удивительно точно передающие атмосферу детства и волшебства.

В воображении Питера нет ничего невозможного. Он может в одиночку поймать грабителя, сразиться с армией из кукол или даже победить главного задиру школы. «Мечты, мечты», - вздыхают взрослые, но для мальчика это не просто фантазии. Так он учится преодолевать свои страхи и трудности, которых будет немало в его взрослой жизни. Учится быть сильным и смелым, так, как этому может научиться ребенок.

«Проснувшись утром, Питер всегда лежал с закрытыми глазами, пока не ответит на два простых вопроса. Они всегда возникали у него в одном и том же порядке. Первый вопрос: кто я?»

«Кто я?» - довольно сложный вопрос для десяти с половиной лет. Даже взрослые порой не могут найти на него точного ответа. Но для ребенка исключительно важно понять, какой он на самом деле, понять, какое место отведено ему в мире, среди других людей, животных, вещей, чем он отличается от них. В поисках этого места Питер примеряет на себя разные роли. Что, если он за одну ночь станет взрослым? Что он будет чувствовать и делать? Что было с ним, когда он был совсем маленьким, в те первые годы, воспоминания о которых так быстро стерлись из его памяти? А что, если примерить на себя кошачью шкуру? Каково будет прогуляться под луной на мягких, пружинистых лапах, погреться на солнышке в теплый день, вместо того, чтобы идти в школу? Детям нравится на короткое время становиться кем-то другим, ведь так они познают мир и самих себя.

Каждая история, придуманная Питером, - это своеобразный опыт, играя и творя, мальчик открывает для себя простые истины сложного взрослого мира,  учится быть добрым, честным, понимать других, внимательно относится к родным и близким, уважать старших.

«Мечтатель» помогает понять, чем отличается детский мир от взрослого и почему разным поколениям порой так сложно понять друг друга. В разном возрасте люди неодинаково видят мир и воспринимают все, что их окружает. Взрослые, думает Питер, создают себе слишком много проблем, слишком все сложно и запутанно в их мире:

«Они придумывали себе дела: сходить за мастером, который жил за километр от коттеджей, или в гараж в деревне, или обследовать магазины в соседнем городке. Вернувшись, жаловались на уличные пробки, хотя сами их и создавали. Эти беспокойные взрослые постоянно наведывались в телефонную будку в конце улочки, чтобы позвонить родственникам, или на работу, или взрослым детям. … Они вечно щелкали пальцами и стонали из-за того, что кто-то ездил в город и забыл что-то купить – всегда не хватало еще какой-то одной вещи, и принималось решение привезти ее завтра – еще одно складное кресло, шампунь, чеснок, солнечные очки, прищепки для белья, – словно отпуском нельзя насладиться и он даже начаться не может, покуда не будут собраны все эти бесполезные предметы»

Питеру взрослая жизнь кажется невыносимо скучной – как можно хоть один день прожить без фантазий, без приключений? Как можно каждое утро вставать, зная, что день не принесет ничего нового, что придется заниматься все той же рутиной на работе и дома? Ему сложно поверить в то, что и его жизнь когда-нибудь станет такой. Взрослым же непонятно легкомыслие Питера, его привычка уносится в свои волшебные миры, часами глядя на текущие по небу облака.

В детстве все мы немного мечтатели. Мы сочиняем истории о себе и своих друзьях, о том, кем станем, когда будем взрослыми, а слова «представь», «если бы» и «а вдруг» и вовсе стают завсегдатаями всех наших разговоров. Мы представляем себя героями фильмов и книг, можем совершать любые подвиги, оказаться в любом уголке мира, не покидая своей комнаты. Однако, взрослея, большинство людей теряют эти волшебные умения, и лишь немногим удается до конца жизни оставаться мечтателями, перенося свои истории на бумагу, холст или телеэкран. Ведь по сути художник, в широком смысле этого слова, – тоже мечтатель, выдумщик, создающий в своем воображении новые миры. И таким художником когда-нибудь станет маленький герой повести Макьюэна:

«Он повернулся к океану. Океан искрился до самого горизонта. Он простирался перед ним, огромный и неведомый. Одна за другой, без конца, волны, позванивая, опрокидывались на берег, и казалось Питеру, что все они – фантазии и идеи, которые будут сопровождать его всю жизнь»

Несмотря на небольшой объем и простой язык, «Мечтатель» удивительно точно и ярко передает психологию ребенка, повествуя о детских радостях и проблемах, страхах и увлечениях, интересах и  ценностях. Макьюэну действительно удалось создать произведение, которое можно читать всей семьей, в котором каждый сможет обнаружить что-то важное для себя.

Категория: Англоязычная литература | Добавил: Илона (27.07.2015)
Просмотров: 811 | Теги: ХХ век, детство, Великобритания, постмодернизм, Макьюэн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0