Вторник, 14.05.2024, 14:18

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Англоязычная литература

«Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Харди

На следующей неделе в кинотеатрах состоится премьера экранизации романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» (Far From the Madding Crowd). В связи с этим мы решили представить Вам рецензию на оригинальное произведение, чтобы, решив посмотреть фильм, вы имели возможность сравнить интерпретацию режиссера с первоначальной версией, а возможно, и сами захотели бы познакомится в романом. «Вдали от обезумевшей толпы» - одно из ранних произведений автора, что, однако, совсем не делает его незрелым и несовершенным. Уже здесь писатель ярко проявляет свою творческую индивидуальность, представляя читателю один из самых ярких и противоречивых женских характеров в британской литературе – Батшебу Эвердин.

Почти викторианская героиня

Имя главной героини романа – Батшеба – заимствовано автором из Библии. Библейская Батшеба (в других переводах – Вирсавия) была женой Урии Хеттеянина, воина царя Давида, женщиной удивительной красоты. Однажды, совершая прогулку, царь Давид увидел, как ничего не подозревающая Батшеба купается на крыше своего дома и, пленившись ее красотой, приказал доставить женщину в свой дворец, чтобы провести с ней ночь. Батшеба не хотела соблазнять царя Давида, однако ее красота заставила его нарушить одну из десяти заповедей, совершив прелюбодеяние.

В своем романе Харди интерпретировал библейский характер и создал совершенно нового персонажа – Батшебу Эвердин, однако роковая сила ее красоты осталась неизменной.

«И вы сами поймете, мисс Эвердин, каким образом ваша красота может наделать больше бед на земле, чем принести добра», – говорит сержант Трой, и действительно, Батшеба, сама того не желая, приносит влюбленным в нее мужчинам скорее горе, чем радость, неизменно подталкивая развитие событий к трагическому финалу.

Однако героиню все же трудно назвать роковой женщиной, зная о силе своей красоты и получая удовольствие от восхищенных взглядов мужчин, Батшеба не стремится ими манипулировать и тем более не желает причинять кому-либо страдания. Более того, в общении с мужчинами она часто бывает застенчива, открытое выражение чувств с их стороны смущает и пугает ее, а мысль о том, чтобы использовать свои чары в корыстных целях, даже не приходит ей в голову.

В других, не связанных с отношениями между мужчинами и женщинами ситуациях наша героиня предстает женщиной гордой и сильной, часто бывает чрезмерно самоуверенна и наотрез отказывается принять помощь от кого бы то ни было. В то же время девушка порой слишком отдается на волю чувств, совершая поступки, продиктованные скорее сиюминутным импульсом, нежели здравым суждением, что, несомненно, становится причиной многочисленных неприятностей и  ошибок, как незначительных и забавных, так и жестоких по отношению к другим.

Уже своим характером девушка значительно выделяется из ряда героинь английских романов ХІХ века, слишком сильно отличаясь от традиционного представления о женщине викторианской эпохи. Как и в случае с Тесс («Тесс из рода ДЭбервиллей»), образ Батшебы служит Харди для развенчания всех характерных для его времени стереотипов о роли женщины в обществе – мисс Эвердин не только открыто заявляет о том, что замужество не является ее единственной (или даже главной) целью в жизни, унаследовав ферму своего дяди, она, вопреки уговорам нанять управляющего, решает сама руководить имением, поражая и возмущая этим всех добропорядочных соседей.

Описанный выше психологический портрет героини, безусловно, во многом противоречив, однако достоверен и следует заметить, что именно подобная непоследовательность и столкновение различных черт в характере Батшебы делают ее образ столь привлекательным и интересным для читателя.

Разные мужчины, разная любовь

Этот роман прежде всего о любви, о любви в самых разных ее проявлениях. Необычайная красота Батшебы притягивает к ней множество совершенно разных поклонников, очень многие восхищаются ею, однако, зная ее непростой характер, не спешат открыто проявлять свои чувства. Харди вводит в свой роман три сюжетные линии, чтобы показать взаимоотношения мисс Эвердин с тремя мужчинами, которые отличаются как внешне, так и по характеру, поведению и социальному положению, а соответственно и любовь их, хотя и направлена на один и тот же объект, имеет мало общего.

Гэбриэль Оук –  фермер в первых главах романа, а позже, в силу обстоятельств, простой пастух в имении Батшебы, первый и наиболее терпеливый ее поклонник. В романе он предстает добрым, умным, честным и трудолюбивым молодым человеком, типичным крестьянином. По мнению Харди, именно последний фактор обуславливает положительные черты его характера. Для произведений автора характерна довольно ярко выраженная оппозиция города и провинции, в которой преимущество отдается последней. Будучи склонен идеализировать деревенских жителей, писатель утверждает их моральное преимущество над горожанами. С другой стороны, простое происхождение Гэбриэля отражается в его внешнем облике и манере поведения, что далеко не всегда идет ему на пользу, на фоне двух других поклонников Батшебы он выглядит не столь элгантным и красивым, а порой даже грубым, неотесанным.  В отличие от самой Батшебы он не готов полностью погрузится в свою любовь и жить лишь ею, однако, чувства его от этого не делаются менее сильны или искренни. Чувства ему легче выразить поступками, нежели словами, и поэтому любить для него означает, прежде всего, поддерживать свою возлюбленную, помогать, заботиться о ней. Любовь для Гэбриэля оказывается неотделима от дружбы.

Уильям Болдвуд – мужчина средних лет, один из самых богатых помещиков в округе – совершенно не планировал влюбляться в кого бы то ни было. Даже в юности мысли о браке не приходили ему в голову, сейчас же он доволен своей репутацией закоренелого холостяка и ничуть не тяготится одиночеством. Строгий и сдержанный по натуре мистер Болдвуд в округе известен как человек, совершенно не подвластный сильным проявлениям эмоций, что, однако, не вполне соответствует правде. Сам автор так описывает характер своего героя: «В этом невозмутимом спокойствии, проявлявшемся и в его характере, и в его манере держать себя, которое прежде всего поражало всякого, кто наблюдал его со стороны, было что-то очень похожее на оцепенение опустошенной души, но, возможно, это было редкое состояние равновесия скрытых в нем огромных противоположных сил - положительных и отрицательных, - пребывающих в полном покое. Но едва только равновесие нарушалось, он сразу впадал в крайность. Стоило ему только поддаться какому-то переживанию, оно завладевало им целиком. Чувство либо властвовало над ним, либо не проявлялось вовсе» И действительно, внезапно вспыхнувшая в нем любовь к Батшебе уже через несколько дней словно гигантской волной обрушилась на него, и в следующее мгновение мистер Болдвуд осознал, что тонет в этих глубоких водах. Его любовь, искренняя и страстная, была в то же время абсолютно эгоистичной, желая видеть девушку своей, он ничуть не считается с ее чувствами и слышать не хочет об отказе. Он полностью погружен в свои чувства и даже не замечает, как переходит грань между страстью и одержимостью.

Френсис Трой, сержант армии Ее Величества королевы Виктории, пожалуй, самый сложный и неоднозначный персонаж из этих  трех. Он умен и образован, однако слишком склонен к праздным развлечениям и легкомысленен, чтобы найти достойное применение своим талантам, а потому военная служба в отсутствие активных боевых действий становится для него лучшим способом наслаждаться жизнью и восхищением слабого пола. И все же для Харди Трой – не просто дамский угодник и прожигатель жизни. (качества, типичные для образа солдата в романах 18-19 века – достаточно вспомнить мистера Уикхема из «Гордости и предубеждения» или Джорджа Осборна из «Ярмарки Тщеславия»). Его трудно однозначно определить, как позитивного или негативного персонажа, ведь порой он проявляет себя и в положительном свете, и даже оказывается способен к глубокой и чистой любви, но, к сожалению, не к Батшебе, ведь в этом случае уместнее было бы говорить о страсти, влечении и восхищении ее красотой, не перерастающих в более возвышенное чувство.

Вдали от обезумевшей толпы

Название романа призвано создать атмосферу спокойной, размеренной жизни в английской деревне, однако страсти в ней далеки от пасторальных. Это первый роман, в котором упоминается вымышленная область Уэссекс – типичное место действие произведений Харди. Тем читателям, которые уже знакомы с другими романами автора, места, описанные в данном произведении, покажутся очень знакомыми, чего и добивался автор. Используя одни и те же географические названия, Харди стремится создать свой особый мир, в котором все герои и все романы связаны между собой.

Автор замечательно описывает сельскую Англию – нравы и обычая, ярмарки и блюда, местные праздники, танцы и песни, а кроме того детали повседневной жизни фермера – от стрижки овец и сбора меда до отчаянных попыток спасти урожай от огня и воды. Все эти детали не только создают особый культурный фон для событий романа, но и окажутся своеобразной энциклопедией для тех, кого интересует жизнь людей в прошлые века.

Роман «Вдали от обезумевшей толпы» – одно из немногих произведений Харди, посвященное исследованию женского характера и женской судьбы. Наряду с уже упомянутой Тэсс и Юстасией Вэй из «Возвращения на родину», Батшеба – один из тех персонажей Харди, которые бросают вызов устоям и традиционным отношениям в викторианском обществе, приближаясь к абсолютно новому типу героини, ярко проявившемуся с литературе ХХ века.

Категория: Англоязычная литература | Добавил: Илона (09.05.2015)
Просмотров: 2089 | Теги: викторианская эпоха, натурализм, Великобритания, Харди, ХІХ аек | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0