Среда, 15.05.2024, 06:32

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Французская литература

«Дамское счастье» Эмиля Золя

Роман «Дамское счастье» повествует не о семейном уюте или радостях материнства, как можно было бы предположить по названию. Это история огромного универмага, машины, играющей на чувствах своих покупательниц и жестко подминающей под себя мелкие лавки конкурентов. Как и другие романы цикла «Ругон-Маккары», «Дамское счастье» посвящено жизни Парижа и описывает небольшую часть столичного мира, раскинувшуюся на улицах Мишодьер и Нев-Сент-Огюстен. Устроившись продавщицей в универмаг, главная героиня романа, Дениза Бодю, попадает в стремительный водоворот событий, развивающихся на фоне белых шелков, зеленого муара и кружевных дамских зонтиков.

Образ магазина

«Дамское счастье» – именно такое милое название дает Золя своей беспощадной капиталистической машине. Образ магазина в романе не менее важен, чем образы главных героев, не зря ведь именно его название послужило заголовком произведения. Он уже не просто здание из металла и стекла, а живое существо, целый мир, живущий своей замкнутой жизнью. Здесь есть свое классовое деление, «холодные войны» между отделами, здесь можно встретить все чувства – от зависти до искренней любви, и все же есть одно чувство, которое преобладает над всеми другими, которому подчинена деятельность всех винтиков в отдельности и машины в целом – жажда наживы.

«Все устремлялось к этой  цели:  беспрестанный оборот капитала, система сосредоточения товаров,  дешевизна,  привлекающая женщину, цены без запроса, внушающие  покупателям  доверие.  Именно  из-за женщины состязаются магазины,  именно  женщину  стараются  они  поймать  в расставленную для нее западню базаров, предварительно вскружив  ей  голову выставками.  Магазины  пробуждают  в  ней  жажду  новых  наслаждений,  они представляют собой великие  соблазны,  которым  она  неизбежно  поддается, приобретая  сначала  как  хорошая  хозяйка,  затем  уступая  кокетству  и, наконец, вовсе очертя голову, поддавшись искушению.  Значительно  расширяя продажу, делая роскошь общедоступной, эти магазины превращаются в  ужасный стимул расходов, опустошают  хозяйства,  работают  заодно  с  неистовством моды, все более и более разорительной»

На протяжении романа магазин не остается неизменным – все больше и больше покупателей привлекает он, все более огромные суммы вращаются в кассах, достраиваются новые здания, открываются новые отделы. Кажется, что еще немного, и это чудовище способно поглотить весь Париж.

Не ограничиваясь описанием «Дамского счастья», Золя рассказывает и о лавках конкурентов. Чем богаче становится Октав Муре, владелец «Дамского счастья», тем больше беднеют мелкие лавочники. Один за другим мелкие семейные магазинчики закрываются, не выдерживая натиска преуспевающего соседа. Однако еще остаются те представители «старой гвардии», которые продолжают держаться, ни за какие сокровища не желая расстаться с делом своих отцов и дедов. Золя рисует образы этих стоиков с долей иронии, заставляя читателя жалеть их и в то же время посмеиваться над ними. Слишком уж нелепо выглядит, к примеру, старая полуразвалившаяся лавка папаши Бурра, словно пиявка присосавшийся к фасаду «Дамского счастья», которую старик упорно отказывается продать даже за тройную ее цену.

Удачно используя прием контраста, автор постепенно разжигает конфликт между этими двумя сторонами, доводя его до кульминационной точки, после которой «Дамское счастье» будет праздновать полное поражение своих конкурентов.  Наиболее сильным этот контраст выглядит в эпизоде похорон, когда смерть посещает дом одного из лавочников и похоронная процессия особенно бедно и печально выглядит на фоне толкотни в светлых и роскошно обставленных залах магазина Муре. Создается впечатление, что хоронят не человека, а целый мир старых лавок, весь старый уклад жизни, принося его в жертву прогрессу.

Роман карьеры

Несомненно, Золя далеко не ограничивается описанием жизни магазина. Пришло время рассказать вам о главной героине романа – Денизе Бодю. После смерти родителей девушка вместе со своими младшими братьями – шестнадцатилетним Жаном и пятилетним Пепе приезжает из провинциальной Валони в Париж, к своему дяде господину Бодю, чья суконная лавка находится прямо напротив «Дамского счастья». Испытывая финансовые трудности, Бодю не может дать Денизе работу в своей лавке и поэтому девушке ничего не остается, как к великому неудовольствию дядюшки и его семейства устроится продавщицей к его конкуренту Муре.

Рассказывая историю Денизы, Золя обращается к излюбленной теме французских романистов – провинциал (или, как в нашем случае, провинциалка) покоряет Париж. Конечно же, как любой мегаполис, столица Франции не слишком благосклонно относится к новичкам, а потому на пути Денизы возникает множество препятствий. Строя карьеру в «Дамском счастье», Денизе должна будет с трудом взбираться по карьерной лестнице, однако ее открытость и доброта помогут девушке преодолеть недоброжелательство и насмешки других работников и даже найти здесь близких людей.

Дамский угодник

— Знаете, они ведь отомстят.

— О ком это вы? — спросил Муре, уже потерявший нить разговора.

— Да о женщинах... Они отомстят… Найдется одна, которая отомстит за всех. Этого не миновать.

«Обеспечьте себя женщинами, и вы  продадите  весь  мир!» - именно под таким девизом живет Октав Муре. Слабый пол для него служит, прежде всего, источником прибыли или же источником наслаждений. Он повелевает женщинами, заставляя их покупать то, что ему выгодно, он разоряет тысячи женщин, которые не могут устоять перед соблазнами «Дамского счастья». Будучи дамским угодником, Муре уверен, что с легкостью может покорить любое сердце.  Однако жизнь готова преподнести ему сюрприз.

Когда в магазине появляется Дениза, Муре, сам не зная почему, обращает на нее внимание. Казалось бы, она не блещет красотой и не занимает никакого видного положения в обществе, однако Октав, может забавы ради, а может по какой-то нелепой прихоти, решает добиться ее. Он совершенно уверен в своих силах, ведь любая продавщица была бы просто счастлива завести роман с хозяином. Однако Денизе, которой приходится заменять братьям родителей и кормить всю семью, вовсе не до ухаживаний какого-то франта, кем бы он ни был. Девушка остается равнодушна ко всем знакам внимания Октава.

Пытаясь добиться сердца Денизы, Муре изобретает все новые и новые уловки, убеждая себя, что это дело принципа, однако так ли это? Или все же повелитель слабого пола сам оказался под женским каблуком из-за своих чувств? Дениза, сама того не замечая, обретает над своим хозяином все большую и большую власть, заставляя окружающих задуматься – неужели и правда появилась та, кто отомстит Октаву Муре и «то, что приобретено благодаря женщинам, уйдет по милости одной из них»?

«Дамское счастье» - это замечательный образец натуралистической прозы. Яркие, подробные описания помогают читателю погрузиться в шумную атмосферу магазина, а три сюжетных линии, переплетаясь, образуют одно целое, и вскоре Вы понимаете, что оторваться от этого романа будет нелегко. Сочетание социальной проблематики, остро подмеченных деталей повседневной жизни и любовной линии делает роман одним из шедевров французской литературы.

Категория: Французская литература | Добавил: Илона (27.07.2014)
Просмотров: 3941 | Теги: Франция, Золя, роман карьеры, натурализм, XIX век | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0