Среда, 15.05.2024, 02:24

Beyond the Letters

Рецензии

Главная » Статьи » Рецензии » Французская литература

«Госпожа Бовари» Гюстава Флобера

"Madame Bovary, c'est moi" (Gustave Flaubert)

Часто, чтобы понять произведение, произведение высокой литературы, нужно знать о его историческом и литературном контексте. Иногда причина, сподвигнувшая автора к написанию произведения, является ключом к его пониманию. Иногда ключом являются биографические моменты или же убеждения автора. Ключом к пониманию «Госпожи Бовари» является сам Флобер.

Перед тем, как я начну говорить о самом романе, хотелось бы сказать несколько слов о Флобере и его концепте «башни из слоновой кости». В своих критических эссе Флобер говорит о том, что настоящий писатель, метафорически выражаясь, должен отгородиться от пошлого и грубого внешнего мира стенами своей башни из слоновой кости, лишь тогда он будет способен создать настоящее произведение искусства. Что же автор имел в виду? Из-за своей редкости и дороговизны слоновая кость всегда считалась «благородным» материалом, доступным только избранным. Башня из слоновой кости в эстетике Флобера символизирует благородство автора, его моральное превосходство над другими людьми. Такой подход может отдавать снобизмом, однако, давайте будем судить не самого автора, а его произведение.

Первое, что замечаешь, начиная читать «Госпожу Бовари», – язык. Прекрасный, сочный, красочный и глубоко эмоциональный, он заставляет вас читать и читать, не отрываясь, и, закончив этот роман, вам хочется тут же взять в руки следующий. Великолепный стиль – результат не только (и. возможно, не столько) таланта автора, а и его трудолюбия. Флоберу понадобилось около пяти лет, чтобы создать этот относительно короткий роман, а все потому, что он имел привычку тщательно продумывать каждое слово, каждую фразу и предложение. Результат действительно поражает. Позвольте себе читать неторопливо, ведь «Госпожа Бовари» заслуживает Вашего восхищения.

Другая особенность, которая делает роман достойным такого внимания, – реалистическая манера, в которой он написан, и которая позволяет читателю проникнуться духом эпохи и буквально самому перенестись в ХІХ век, наслаждаясь красочными описаниями манер, одежды, домов и даже блюд эпохи.

Однако давайте от формы перейдем к содержанию романа, его темам и идее, которую пытался донести автор.

«Госпожа Бовари» показывает, как опасны порой иллюзии, как ложные идеалы могут сбить человека с пути, лишить его покоя, окутав его паутиной, из которой уже не выбраться.

Роман повествует о трагедии Эммы Бовари, обусловленной конфликтом ее иллюзий и реальности. Эмма живет в маленьком провинциальном городке, где, кажется, ей совсем не место. Она считает себя морально выше всех окружающих ее людей, подобно самому Флоберу окружая себя башней из слоновой кости, ее интересует литература, театр и живопись, однако людей с похожими интересами найти в ее окружении, сплошь и рядом состоящем из фермеров и мелких буржуа, не представляется возможным. Способная к глубоким чувствам и испытывающая пристрастие ко всему красивому и возвышенному, Эмма все ждет чего-то романтического, необычайного. Все и все вокруг кажутся ей тривиальными и пошлыми, отчего героиня ощущает себя совершенно несчастной.

Главная проблема Эммы в том, что, стремясь к прекрасному, она все же способна видеть лишь ту красоту, которую создало ее собственное воображение. Она тоскует по дальним странам и новым местам, где все, конечно же, станет гораздо лучше, и это становится главным стимулом выйти за Шарля Бовари – уехать, сбежать с фермы ее отца, перебраться в город, там, только там начнется ее настоящая жизнь. Однако жизнь эта не торопиться начинаться. Эмма не способна увидеть красоту сельской Франции вокруг себя, а потому ищет ее в других местах – на балу, где ей однажды посчастливилось оказаться, в Руане, в Париже. Эмма совершенно не может понять, что винить ей следует себя и только себя, ведь именно она не может радоваться тому, что уже имеет.

Другая проблема Эмма – идеалистическая картина мужчины, которую она нарисовала в своем воображении. Бедняга Чарльз оказывается слишком прост, чтобы соответствовать ей, и вот Эмма, ничтоже сумняшеся, заводит себе  любовников. Однако ни один любовник, да и, пожалуй, ни один человек, живой или мертвый, не может быть достаточно хорош для Эммы. Более того, ее отношения с любовниками вовсе не так романтичны и возвышены, как представляется самой госпоже Бовари. Вскоре Эмма начинает вести себя как героиня бульварных романов, а чувства ее любовников правильнее бы назвать похотью, чем любовью, то же самое они ощущали бы по отношению к любой другой женщине, встретившейся им вместо Эммы. Шарль же, несмотря на свои крестьянские манеры, любит Эмму всем сердцем, прощая ей все ее сумасбродные выходки, что Эмма, однако, не видит и не ценит.

Эмма ищет все новые раснее и благороднее, и вскоре эти поиски начинают пропитываться отчаянием. Эмма окружает себя долгами и ложью. Эмма так занята своими мыслями о прекрасных чувствах, что у нее не остается времени для того, чтобы действительно чувствовать что либо. Все эмоции ее становятся фальшивыми. Пытаясь сбежать от реальности, госпожа Бовари только глубже и глубже погружается в нее, сама пропитываясь ее пошлостью и тривиальностью.

В «Госпоже Бовари» Флобер стремился показать, что в нашем мире нет места для иллюзий и чувственных людей, подобных Эмме. Такой вывод вполне соответствует эстетическим взглядам Флобера. Он считал, что жизнь, да и само искусство в его время стали слишком банальными и мелочными – его предшественники. Бальзак и Стендаль, описывали настоящие страсти и чувства, ведь люди тогда еще были способны испытывать такие, его же современникам остается довольствоваться грубыми и простыми эмоциями буржуа. «Госпожа Бовари – это я»,  - говорил он, имея в виду, что и он, и его героиня были тонкими личностями, которые старались противостоять пошлости буржуазного мира.

Трагедия Эммы Бовари (а в некотором смысле и самого Флобера), как кажется мне, заключалась в их предубежденном отношении к окружающему миру. Глубокие чувства не всегда сложны, красоту можно найти и в самых простых вещах. Мир не будет казаться таким отвратительным тому, кто осмелится посмотреть на него широко раскрытыми глазами.

Категория: Французская литература | Добавил: Илона (20.06.2014)
Просмотров: 2022 | Теги: Франция, ХІХ век, реализм, Флобер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0